Что такое due diligence?

«Современный экономический словарь» Райзберга Б.А., Лозовского Л.Ш., Стародубцевой Е.Б. дает следующее определение: «дью-дилидженс (англ. due diligence — обеспечение должной добросовестности) — тщательная подготовка компании к проведению преобразований, осуществлению трансакций». Иногда для обозначения используются аббревиатуры DueD, DDG. Данный термин первоначально использовался в банковской сфере и употреблялся в случае для проверки партнеров и клиентов в целях защиты интересов банков. В настоящее время данный термин давно используется в отношении всесторонней проверки компании, инвестиционного проекта или иного объекта готовящейся сделки с точки зрения предпринимательской безопасности участников сделки и в первую очередь покупателя (инвестора).

На современном этапе дью-дилидженс или правовой аудит, становится обычным явлением в отечественном бизнесе. Однако когда инвестиционные проекты носят международный характер due diligence становится не возможной, а обязательно процедурой. Безусловно, данный вид услуг еще не так востребован в России как на Западе, но сегодня покупатель (инвестор) все чаще готов заказать данный вид услуг, чтобы быть уверенным в необходимости и эффективности заключаемой сделки.

На оценку каких рисков направлен due diligence?

Правовой аудит призван снизить или избежать возможных, экономических, финансовых, управленческих, маркетинговых и юридических рисков, в частности:

  • Налоговых рисков, связанных с налоговым планирование, налоговым управлением и налоговой оптимизацией;
  • Риски, связанные с порядком и уровнем ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
  • Риск утраты имущества и иного актива, вследствие порока прав, судебных тяжб, требований кредиторов, недействительности сделок и иных причин;
  • Риск завышения стоимость объекта проверки;
  • Риск возможных корпоративных конфликтов, включая возможность рейдерского захвата и поглощения;
  • Риск налоговой, административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности компании, ее руководителей и владельцев;
  • Административные риски, связанные с качеством менеджмента, системой документооборота, внутреннего контроля и т. д.

Как проводится due diligence?

Как правило, дью-дилидженс проводится по четырем основным направлениям:

  • Оценка компании, имущества, ценных бумаг и иных объектов сделки;
  • Проверка бухгалтерского, управленческого и налогового учета, финансовый анализ;
  • Правовой консалтинг;
  • Анализ уровня менеджмента.

Перечисленные направления могут по-разному сочетаться и дополняться другими факультативными направлениями, например, оценка положения компании на рынке, ее деловой репутации и т. п. (маркетинговый due diligence) или оценка кризисных явлений на предприятии с точки зрения перспектив антикризисного управления.

Во время правого аудита проводится проверка как количественных, так и качественных показателей: наличие имущества и прочих активов, финансовые данные, качество администрирования, документальное оформление всей деятельности и т. д.

Срок проведения due diligence зависит от качества объекта и объема работы и может занимать от недели до года.

Чистота и прозрачность бизнеса — это конкурентное преимущество и основа доверия между партнерами.





 
счетчик посещений
Rambler's Top100